Быть евреем - часть 2

Что вытекает из основных предпосылок нашей религии?

Эти предпосылки объясняют нам происхождение и смысл законов иудаизма и причину, по которой мы не можем эти законы изменить.

Например, по законам иудаизма самоубийство запрещено. Почему? Потому что человек не является хозяином своей жизни и своего тела. Он послан в этот мир с определенной целью и не имеет права самовольно покидать свой пост.

Мы не можем менять по своему желанию законы иудаизма. Например, мы не можем отменить запрет на присвоение чужого и издать новый закон об «экспроприации экспроприаторов», потому что этот запрет не придуман нами, а дан нам Всевышним.

Некоторые современные движения, пытавшиеся менять законы иудаизма, очень быстро обнаруживали, что при этом все границы между добром и злом, разрешенным и запрещенным исчезают совершенно. Мы не можем менять законы в соответствии с тем, что удобно или разумно для нас в данный момент.

Выводы

    1. Еврейские законы основаны на философских предпосылках, без знания которых невозможно понять эти законы.
    2. Эти предпосылки включают в себя веру в то, что Всевышний говорит с людьми и дает им законы, а также награду и наказание за их исполнение или неисполнение. Кроме того, иудаизм верит в свободу выбора между добром и злом: человек сам принимает решения и сам несет за них ответственность.
    3. Мы не можем по своему желанию менять законы Всевышнего.

Среди народов мира

Быть евреем – это быть иным

Первым в мире евреем был праотец Авраам. Его называют еще Авраам-еврей. Слово «еврей» в иврите имеет тот же корень, что и слово «сторона», и в данном случае фиксирует тот факт, что Авраам пришел с другой стороны Иордана, из Ирака. Мидраш толкует это слово иносказательно: весь мир с одной стороны, Авраам – с другой.

Авраам действительно был иным, чем все тогдашнее человечество. Его правнуки в Египте по-прежнему бережно хранили свое отличие от местного населения. Они по-прежнему одевались по-ханаански, а не согласно египетской моде, говорили на родном языке и называли своих детей еврейскими именами. По ним с первого взгляда было видно, что они не египтяне.

Это качество – быть иными, отличаться от других народов – евреи сохранили на протяжении всей своей долгой истории. Вот как описывает перс еврейский народ в Свитке Эстер: «Есть один народ, рассеянный и разбросанный среди других народов, и вера их иная, чем у других народов, и указов царя они не исполняют». То же самое мог бы сказать житель любой другой страны, описывая местных евреев: в любой стране евреи составляют меньшинство, и религия их отличается от религии большинства населения, и подчиняются он в первую очередь законам своей религии, а уже во вторую – законам государства: если закон государства противоречит закону иудаизма, евреи подчиняются закону иудаизма.

Иудаизм – это не только религия

Это больше чем религия. Религия – это комплекс законов и обрядов. Иудаизм – это не только религия. Это еще и народ. Еврей, не соблюдающий законы еврейской религии, от этого не перестает быть евреем, поскольку принадлежит  к еврейскому народу. Каждый еврей, где бы он ни жил, неразрывно связан с каждым из своих соплеменников в любой точке земного шара. Да вы и сами, наверно, не раз имели возможность почувствовать, что с евреем, живущим в незнакомой стране и говорящим на неизвестном вам языке, вы связаны гораздо сильнее, чем с согражданами-неевреями. Выражение «все евреи в ответе друг за друга» объясняет это явление: каждый еврей, хотя бы подсознательно, чувствует ответственность за своих собратьев во всем мире, болеет их болью и радуется их радостью.

Что же объединяет евреев?

Во всех странах и во все эпохи евреи обнаруживали особую склонность к учению, к цивилизации, к установлению социальной справедливости. Евреи всегда были активными участниками политических и социальных преобразований, научного прогресса. Количество евреев, сыгравших видную роль в различных областях, совершенно непропорционально проценту евреев среди населения. Более половины Нобелевских лауреатов – евреи.

От рождения или по собственному выбору?

Кто же является евреем?

Тот, кто является потомком евреев?

Или тот, кто чувствует тягу к еврейскому народу и иудаизму и поступает соответственно этой тяге?

Давайте рассмотрим оба этих варианта и выясним, что делает человека евреем.

Вариант первый.

Ребенок, родившийся у отца и матери-евреев, совершенно очевидно является евреем, хочет он того или нет  – точно так же, как сын русских родителей является русским, а сын эскимосов – эскимосом.

Но что делать, если только один из родителей еврей? На этот вопрос в иудаизме есть четкий и однозначный ответ. Еврей может жениться только на еврейке, а еврейка – выйти замуж только за еврея. Если еврей\ка заключил\а гражданский брак с неевреем, с точки зрения еврейского закона они не являются женатыми, это внебрачная связь. А ребенок от внебрачной связи может определять свою национальность только по матери. Таким образом, дети еврейки и нееврея – евреи, а дети нееврейки и еврея – неевреи.

Вариант второй.

Иногда случается, что человек чувствует тягу к еврейскому народу и к иудаизму, хотя по еврейскому закону он не является евреем. Особенно часто это случается в смешанных семьях, в которых отец еврей, а мать – нееврейка.

В некоторых случаях подобная тяга становится первым этапом на пути присоединения к еврейскому народу. Второй этап этого пути – гиюр, в результате которого человек становится евреем согласно законам иудаизма. Евреем по собственному свободному выбору.

Что такое гиюр

Гиюр – это обращение в еврейство в результате свободного выбора. Он состоит из двух элементов – принятия на себя соблюдения заповедей Торы и окунания в ритуальный очистительный водоем – микву. Процесс этот необратимый: если новообращенный на каком-то этапе расхочет быть евреем или перестанет соблюдать заповеди, он точно так же не перестанет от этого быть евреем, как и еврей от рождения. Обязанность соблюдения заповедей можно принять на себя добровольно, но отказаться от нее после этого уже не возможно.

Рут-моавитянка

Символом праведного гера (гер – тот, кто прошел гиюр и стал евреем) стала в еврейской традиции Рут-моавитянка. Ее приход в еврейство – первый из описанных в еврейской литературе. Диалог, который ведет Рут со своей свекровью, еврейкой Наами, прослужил моделью беседы, которую ведут раввины с тем, кто обращается к ним с просьбой о принятии в еврейство. После смерти мужа-еврея Рут не пожелала покинуть свекровь и ее народ. Трижды Наами велит ей вернуться в родительский дом, и трижды Рут отказывается. Слова Рут, произнесенные ею в ответ, являются декларацией принятия еврейства на основе чистой веры, к которой не примешивается никакой личный интерес:

«Не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь, туда пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ – это мой народ, и твой Б-г – это мой  Б-г. Где ты умрешь, там и я умру, и там похоронена буду. Пусть накажет меня Б-г и добавит [наказание, если нарушу я эту клятву], - ибо лишь смерть разлучит меня с тобою!»

Этапы, предшествующие гиюру

Первым делом раввины проверяют искренность намерений обратившегося за переходом в еврейство. Просьбы принимаются только от тех, кто желает перейти в еврейство исключительно по идеологическим мотивам и не имеет никакой личной заинтересованности в этом.

Если раввины приходят к выводу, что у претендента на гиюр нет посторонних мотивов, с ним проводят первичную беседу. Ему описывают положение евреев среди народов мира, преследования и ненависть, которым они подвергаются.

Если претендент отвечает «Я знаю и, тем не менее, хочу принять еврейство», ему перечисляют заповеди, которые обязан соблюдать еврей.  Ему объясняют разницу между теми несколькими  заповедями, которые обязано соблюдать все человечество, и сотнями заповедей и их деталей, которые еврей обязан соблюдать с утра до вечера, круглый год, всю жизнь. Ему объясняют также, что предпочтительней быть нееврейским праведником, исполняющим те немногие заповеди, что даны неевреям, чем быть евреем и не исполнить всего одну заповедь из сотен.

Если и это не останавливает претендента, ему рассказывают о наказаниях, которые положены за несоблюдение каждой заповеди. Ему объясняют, что многое из того, что разрешено ему сейчас, станет запрещено после принятия еврейства.

Если и это предупреждение не останавливает претендента, его больше не отговаривают. Напротив, ему рассказывают о достоинствах еврейской религии и о награде, которая ожидает за соблюдение ее заповедей.

Подготовка к гиюру

Сразу после принятия гиюра новообращенный обязан соблюдать все заповеди во всех их деталях. Поэтому пред прохождением гиюра он должен пройти процесс обучения и практики – период соблюдения всех заповедей еще до перехода в еврейство. У такого соблюдения есть некоторые нюансы, о которых претендент узнает в процессе обучения.

Собственно гиюр

Собственно гиюр состоит из обрезания (для мужчин) и окунания в микву (для обоих полов). Окунание происходит в присутствии трех членов еврейского суда. Во время окунания судьи напоминают новообращенному о тех новых обязанностях, которые он на себя принимает.

Семья, желающая перейти в еврейство

Как правило, в еврейство не принимают маленьких детей, поскольку они не в состоянии осознать до конца смысла принимаемого решения. Но если семья с детьми изъявляет желание принять еврейство, детям делают гиюр «на условии»: если, достигнув совершеннолетия, они отказываются быть евреями, гиюр отменяется задним числом. Если же они продолжают соблюдать заповеди после достижения совершеннолетия, их гиюр становится необратимым.

История народа

Праотец Авраам

Первым евреем на земле был праотец Авраам. Он был избран стать прародителем нашего народа. За что он удостоился этого? Традиция донесла до нас историю о том, как Авраам ищет первопричину всего сущего и самостоятельно приходит к выводу, что мир сотворил и управляет им единый Б-г. Придя к этому выводу, Авраам не подчиняется давлению окружения и ведет себя в соответствии со своими принципами. В возрасте 75 лет Авррам получает от Всевышнего приказ оставить свою родную страну, семью и друзей и пойти в неизвестном направлении – туда, куда укажет Всевышний.

Ицхак и Яаков

У Авраама родился сын Ицхак, а у Ицхака – Яаков. У Яакова было 12 сыновей, ставших родоначальниками 12 израильских колен.

В Египте

Яаков вместе со своими сыновьями спустился в Египет, где на протяжении 120 лет семья разрослась и превратилась в народ. Египтяне превратили потомков Яакова в рабов, и им пришлось перенести в рабстве немало страданий.

Почему евреям пришлось пережить годы рабства прежде чем стать свободным народом? На это есть немало ответов. Один из них – в маленькой фразе, которая сопровождает в Торе многие заповеди: «Ибо чужаком ты был в земле египетской». Нельзя обманывать пришельца, нельзя притеснять гера, нельзя… нельзя… потому что ты на своей шкуре знаешь, что такое быть жертвой чужой жестокости.

Выход из Египта

Это центральное событие в жизни нашего народа. Многие заповеди иудаизма призваны напоминать нам о нем: пасхальный седер, сукка, суббота… И не случайно. Вмешавшись неопосредованным образом в судьбу еврейского народа, Всевышний тем самым заложил основу для особого отношения евреев к Нему. Ведь, управляя судьбами всех творений, Он обычно остается «за кадром».

Дарование Торы

Через семь недель после выхода из Египта евреи пришили к горе Синай и здесь получили Тору. Это был единственный случай в истории человечества, когда Всевышний открылся не отдельным пророкам, а целому народу. Если в Египте народ родился, а во время выхода из Египта приобрел национальное самосознание, то во время получения Торы просто народ превратился в еврейский народ, обладателя еврейской религии и Торы.

Вход в Землю Израиля

Путь из Египта в Землю Израиля можно проделать за несколько дней. Но евреи скитались по пустыне сорок лет, прежде чем вошли в нее. Причина в том, что в Землю Обетованную должны были войти свободные люди, евреи же после выхода из Египта все еще оставались нацией рабов. Раб мыслит не дальше  ближайшего обеда и краткого отдыха. Он не способен пожертвовать ими ради будущего, ибо кто знает, что будет с ним завтра… А главное – евреи не верили в возможность завоевать Землю Израиля, несмотря на обещание Всевышнего отдать ее им.

За сорок лет скитаний по пустыне умерли все, кто вышел из Египта взрослыми людьми, и остались лишь те, кто был в то время ребенком или родился уже в пустыне.

Эпоха судей

В эту эпоху у евреев не было центральной власти. Стихийные лидеры, пророки и военачальники, возглавляли народ. За 400 лет этой эпохи у еврейского народа было 16 судей. Как понятно из этого, большую часть периода у евреев не было лидеров вообще.

Эпоха царей

Такое слабое и нерегулярное правление было неэффективным, и народ потребовал от пророка Шмуэля поставить над ним царя как у других народов. Шмуэль был возмущен желанием евреев быть «как все», ведь царем избранного народа может быть только Всевышний. Однако Всевышний неожиданно одобрил назначение царя из плоти и крови. Царь, по указанию Всевышнего, должен был стать не только административным правителем, но и духовным пастырем евреев. Первым таким царем стал Шауль. Его правление было коротким: в результате нарушения приказов Всевышнего, переданных ему через пророка, Шауль лишился царства, ведь духовный лидер еврейского народа должен быть личностью высоконравственной и б-гобоязненной.

Следующим царем Всевышний сделал Давида, и его царство оказалось вечным: его потомки, в отличие от потомков Шауля, до сих пор являются законными претендентами на престол. Праведный царь Машиах, который избавит весь мир и еврейский народ в конце времен, будет также из рода Давида. Давид остался в еврейской истории не только как царь, но и как основатель святого города Иерусалима и автор большинства Псалмов, которые до сегодняшнего дня играют неоценимую роль в иудаизме.

Сын Давида, Шломо, мудрейший из людей, также оставил богатое наследие: Песнь Песней, Притчи и Экклезиаст (Коэлет). Он также построил иерусалимский Храм вместо переносной Скинии Завета. Место, на котором он был построен, навечно остается святым и единственно возможным местом для восстановления Храма и ведения службы.

Разрушение первого Храма

С разрушением первого Храма Навуходоносором  и началом вавилонского изгнания закончилась эпоха царей.

Эпоха второго Храма

Через семьдесят лет после завоевания  еврейского царства Вавилоном Вавилон сам был захвачен Персией, и во времена персидского владычества произошли события Пурима. Позже персидский царь Кир разрешил евреям вернуться  на Святую Землю и отстроить Храм.

За время существования второго Храма на Святой Земле сменилось много правителей. После падения персов здесь правили греки. Во времена правления греков произошло восстание Маккавеев (Хасмонеев), история которого известна нам благодаря празднику Ханука.

Позже Святая Земля была завоевана римлянами. Во времена правления римского ставленника царя Ирода (нееврея по происхождению) был достроен второй Храм. Именно в этом виде Храм знаком нам сейчас по многочисленным рисункам и моделям. Позднее римляне разрушили Храм, и с этого момента началось следующее изгнание, которое длится до сих пор, и от которого нас освободит праведный царь Машиах.

Кодификация Торы

Дарование Торы

Здесь важны два принципиальных момента:

  1. Во время дарования Торы Всевышний открылся сам, лично, всему народу, другими словами, дарование Торы произошло на глазах 60000 свидетелей, которые затем передавали свое свидетельство из поколения в поколение без всяких изменений. Этот факт приводится в известной книге «Кузари» как главное доказательство истинности еврейской религии. После того, как Всевышний лично открылся всему народу, он продолжил изложение Торы только одному Моше, который позже должен был передать ее остальным.
  2. В отличие от прогресса, существующего в научных исследованиях, в изучении Торы нет прогресса, несмотря на то, что постоянно публикуются все новые и новые исследования, открывающие нам то, чего мы раньше не знали. Дело в том, что все открытия, которые сделаны и будут сделаны  нашими мудрецами, не являются чем-то принципиально новым: они уже были даны Моше на горе Синай в качестве устной Торы и позже утеряны еврейской традицией.

Письменная Тора

Вся Тора делится на письменную и устную. К письменной Торе относятся: Пятикнижие (или то, что мы сегодня собственно и называем Торой), Пророки и Писания. Пятикнижие является источником всей Торы. На его основе с помощью определенных правил сформулированы философия и законы иудаизма. В Пятикнижии рассказывается история мира до возникновения еврейского народа, а затем – история еврейского народа до его входа в Землю Обетованную, а также излагаются в концентрированном виде законы иудаизма. Книги Пророков продолжают историю еврейского народа, а также пророчества, переданные Всевышним еврейскому народу через пророков. Книги Писаний – по большей части философского содержания.

Устная Тора

Так называется вся остальная Тора кроме Пятикнижия, Пророков и Писаний. Она называется так потому, что изначально ее было запрещено записывать. До определенного момента все изучение Торы происходило исключительно устно, передаваясь от учителя к ученику. Мудрецы знали наизусть целые огромные трактаты. Однако после разрушения второго Храма и рассеяния еврейского народа мудрецы пришли к выводу, что в таких неблагоприятных условиях есть опасность утери устной Торы, и начали записывать ее.

Так была создана Мишна – законодательный кодекс, расшифровывающий заповеди, данные в Пятикнижии. За Мишной последовал Талмуд (или Гемара), фиксирующий процесс изучения и толкования Мишны мудрецами. С тех пор и до сегодняшнего дня Талмуд является главным объектом изучения евреев.

Однако источником практической информации как руководства к действию является не Талмуд, а своды законов. Среди них такие известные как «Шулхан арух», «Мишнэ Тора», «Мишна брура» и так далее.

Кроме сводов практических законов существует обширная литература по этике, философии, Каббале, комментарии к письменной Торе и так далее. Все эти книги также являются устной Торой.